Acinonyx jubatus - Всяко разно - Разное - Фотоальбом - ММГ-2 Талукан
Объединение сайтов | Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Мы помним вас, братья! [81]
Афгано-спорт [21]
Цветные слайды ММГ-2 Талукан [100]
Встречи Талуканцев [536]
Фото Талукана из космоса [10]
Уникальные работы, Михаила Комара [42]
Рисунки сделаны в Афганистане Михаилом Комар пр. осень 1985-1987, ПТВ.
Музей первого командира ММГ [29]
Жизнь и быт жителей Афганистана [29]
Талуканцы на Северном кавказе [38]
Всяко разно [166]
Дембельская фотография на гражданке [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Сарбозов: 1
Шурави: 0

Сегодня заходили: hiпuruh
Главная » Фотоальбом » Разное » Всяко разно » Acinonyx jubatus

Acinonyx jubatus

Два гепарда в золотых ошейникках, идущие по следу зайцев с золотыми ушами., "Изборник Святослава", 1076г, Исторический музей, Москва.
1644 4

Добавлено 23 Авг 2009 baktria

Всего комментариев: 4
0  
4 baktria   (23 Авг 2009 15:12)
Оба Изборника созданы в трагические годы распри между сыновьями великого Ярослава, вызвавшими бегство киевского князя Изяслава "в ляхы" с киевской казной, на которую он собирался набрать себе наёмную дружину. Поляки деньги отобрали, а Изяслава выгнали, нарушивший же волю отца Святослав, овладев Киевом при помощи брата Всеволода, тотчас изгнал помощника и воцарился на столе в Берестове, да вскоре умер. Ляхи между тем всё же решили дать помощь Изяславу и в 1077 году они совместно подступили к стенам Киева и, заручившись поддержкой Всеволода, вновь сел на отчем великокняжем столе. В следущем году он погиб на Нежатиной Ниве в битве против племянников, сыновей Святослава Олега и Бориса. Летописец, мних Лаврентий скажет об этом эпическим языком: "Положил он голову свою за брата своего, не стремясь к большему владению, ни к большему богатсву, но за братнюю обиду". Олег и Борис всё же потрепли тогда поражение и Олег бежал в Тмуторокань с небольшой дружиной, вернее тем, что осталось от войска, а "Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землёй".

Мы хорошо знаем имя его сына - Владмира Мономаха.

Причиной распри братьев была столкновение двух типов наследия. У Рюриковичей преимущество было не за более привычным нам теперь монархическим последованием - от отца к сыну, а старинное норманское, скандинавское - от старшего брата к младшему и так до до последнего в поколении мужчины, а потом, к сыновьям старшего брата. Так, после смерти Всеволода Ярославовича в 1093 г. киевский стол наследовал не Владимир Мономах, а его дядя Святополк Изяславович. При смене киевского князя, все го братья, сыновья и племянники переходили с одного стола на другой, скажем, из Перяславля в Чернигов, когда умирали младшие братья, занимавшие окраинные волости, их сыновья становились "изгоями", они изгонялись из отцовских городов и крепостец, а в замен получали какой-нибудь совсем забытый Богом угол. Вот и поднимли они междуусобные брани, требуя себе лучших уделов.

Олег Святославович, не умри его отец раньше Изяслава (в 1075 году), сидел бы в Киеве, а вынужден был довольствоваться Тмутороканью, название которое и по сю пору означает вполне понятное. Мстил он своим обидчикам долго и нудно, несколько раз наводил на Русь половцев, воевал с византийцами, был выдан последним хазарами и сидел пленником на острове Родос. В русской исторической традиции его именуют "Гориславичем", в "Слове о полку Игореве" о нём говорится так: "засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбожьего внука: в княжеских распрях сокращались жизни людские... вороны граяли трупы между собой деля, а галки свою речь говорили собираясь полететь на добычу". Однако, что не выпало Олегу, досталось на долю его потомству: его сын Всеволод Ольгович стал киевским князем в 1139, сидел на прародительском столе у Златой Софии и внук - Святослав Всеволодович (ум. 1194), один из героев "Слова". А главными героями этого величайшего произведения древнерусской литературы были два других внука Олега - Игорь и Всеволод ("Буй тур") Святославичи.

Немного увлёкся и растёкся мыслью по древу, ударившись во всякую всячину (это словосочетание придумано в русском языке Великой Екатериной), но очень уж меня растрогали эти золотоухие зайцы, кокетливо оглядывающиеся на афганских гепардов и всем своим видом говрящие, что они и не собираются особо далеко убегать. Да и баба с уткой тоже: Святослав Черниговский очевидно был любитель до охоты, до баб и поесть был не дурак. А большего мужику и не надо, ни в XI, ни в XXI веке.


0  
3 baktria   (23 Авг 2009 15:11)
ИЗБОРНИК Святослава 1076 года - одна из древнейших русских рукописных книг, на л. 275 - оборот 276, имеется запись из которой следует, что книга была написана Иоанном в 1076 году, ранее надпись прочитвывалась неверно и дата написания исчислялась 1046 годом, но уже в 1820-ые годы палеографом Ермолаевым она была уточнена.

Открывающее Изборник Похвальное слово одержит имя заказчика - им называется "великый в князих княз Святослав". Некоторые исследователи считают, что книга готовилась для великого князя князя киевского Изяслава Ярославовича, а после его изгнания из Киева переадресована новому князю - С.

Основную часть сборника составляют "Ответы Анастасия Синаита" - обширный свод выписок из библейских книг и сочинений авторитетных византйских богословов, проповедников и философов:Василмя Великого, ИОанна Златоустого, Гр. Нисского, максима Исповедника и др. Всего в Изборнике около 380 статей, принадлежащих перу 25 авторов. Скорее всего, основой Изборника является корпус другой древнейшей книги, тоже принадлежащей писцу Иоанну - Изборника 1073 года. Обе эти книги происходят, как считают, от единого славянского протографа - переведённому с греческого оригинала сборника болгарского царя Симеона (893-927). Предполагают что рукопись Изборника была составлена двумя переписчиками в Киеве (имя второго енизвестно). Уже в наши, при изучении громадного фолианта было сделано интересное археографическое открытие: на отдельно, дополнительном листе, к рукописи был приплетён лист пергамена с групповым портретом Святослава с княгиней и сыновьями (по нынешней нумерации л.1 оборот). Князь изображён подобно византийским императорам со всей семьё, с книгой в руках перед восседающим на престоле Спасителем с Евангелием в одной руке и с двуперстным благословлением другой, так как обычно для иконографии Христа Вседержителя.

Письмо, которым написан И., напоминает греческие буквы, применявшиеся в аналогичных книгах в эпиграфических памятниках и представляет собой древнейшую форму кириллицы, называемой так по имени Константина Философа (в монашестве Кирилла,брата Мефодия), изобретатателя древнейшей славянской азбуки - глаголицы. Но у славян и особенно на Др. Руси преимущественное распространение получила именно кириллица.

Книга роскошно декорирована, этому способствует и внушительный размер книги, и выское качество пергамена и почерки писцов, определяемые свободно расставленными литерами, у ркуописи шесть миниатюр-фронтисписов, образующими единую систему разбивки текста по основым чтениям.

Художественно оформление характеризуется частым применением золота в сочетании с суриком, известная исследовательница древнерусской культуры Вера Дм. Лихачёва говоря о цветовой гамме рукописи пишет: "Художники Изборника особенно любят сурик, с большим искусством применяя его в своих орнаментах. Им они даже окураисили платье Христа которому византийские живописцы непременно придали бы оттенок пурпура. эта цветовая гамма со всем своим своеобразием перешла из миниатюр Изборника на заставки, инициалы, на окраску животных и птиц, придав им фантастический характер". При том, что художник явно был непрофессионалом и довольно неумело и схематично передаёт движения, однако они искупаются непосредственной, иногда даже наивной выразительностью изображаемых персонажей. По полям книги расхаживают павлины и фазаны, подмигивают знаки Зодиака и расползаются гирлянды серцевидных завитков, известных ещё в памятниках сасанидского искусства,тоже тесно связанного с землями будущего Афганистана.


0  
2 baktria   (23 Авг 2009 13:18)
На странице этой одной из древнейших русских книг, переписанной неким Иоанном, изображены два гепарда, идущих по следу зайцев с золотыми ушами, косые улепётывают на задних лапах и наивно оглядываются назад, насторожив уши, а прямо на зрителя прёт из тьмы веков баба с блюдом на голове, а на блюде утка... и всё это случилось 933 года назад, а краски и золото не выцвели и не пожухли...

Лет за сто с небольшим до этой охоты совсем молодой ещё тогда князь Святослав Игоревич (942-72) начал входить в возраст и в "Повести Временных лет", в рубрике за 6472 год от сотворения мира или по Рождеству Господа нашего Иисуса Христа - 964-ый, летописец так описал это взросление: "Князю С~тославу възрастьшю. и възмужавшю. нача воa съвокупляти. многы и храбры. бебо и самъ хоробръ и легокъ. ходя акы пардусъ. воины многы творяше. возъ бо по себе не возяше.ни котла ни мясъ варя. но по тонку изрезавъ. конину. или зверину. или говядину на оугълехъ испекь aдcшe. ни шатра имяше. но подъкладъ постилаше. а седло въ головах".

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах». Ещё строчкой ниже следует знаменитое и всем известное выражение князя: «иду на Вы».
Я привлеку ваше внимание только к этому сравнению: "яко пардус", так как это вероятно, самое древнее в русском языке сохранившееся упоминание зверя-пардуса, гепарда, удивительного животного, вернее той его разновидности (Acinonyx jubatus), которая своим происхождением и изначальным ареалом обитания тесно связано с Афганистаном, Северным Ираном и прикаспийскими землями. Латынь как всегда точна и лапидарна: jubatus - гривастый, так как у детёнышей этой грациозной и стремительной в беге сабако-кошки вдоль хребта тянется гривкой полоска серебристого меха, от которой у взрослых самцов с годами остаётся только полоска гривы вокруг шеи. Acinonyx(не убирающией когти, по гречески), так как вскоре после рождения, у детёнышей перестают втягиваться когти на лапах.

Знаменитый натуралист Брэм даёт такое описание гепарда: " Гепард худощав ноги гораздо выше чем у настоящих кошек, голова мала и скорее вытянута, как у собак, чем округлена, как у кошек; уши широки, и невелики, глаза отличаются круглым зрачком., мех довольно длинен и взъерошен, особенно на спине; основной цвет меха - очень светлый, желтовато серый; на этом фоне находятся черные и бурые пятна, которые на спине тесно сближены, и даже почти сближаются между собой., продолжаясь на брюхе, и даже отчасти покрывая хвост, ближе к его концу соединяясь между собой в кольца. Длина тела, по Жердону, 187 см, длина хвоста 76 см, высота в загривке 76 - 84 см".

Живя в скалах и высоких холмах своей родины, гепарды охотились на мелкую живность и копытных, прежде всего на зайцев-пустынников, лисиц, косуль, антилоп. Известно, что гепарды самые быстрые млекопитающие в мире, способны развивать скорость более 90 км в час, называют и более внушительные цифры (до 110 км. на коротких дистациях), но, признаться меня завораживает и эта.


0  
1 baktria   (23 Авг 2009 01:01)
Уже в раннем средневековье гепарды становятся излюбленным предметом подарков, в том числе дипломатических. В 439 году император византийский Феодосий II получил в подарок двух гепардов, император был страстный охотник, на охоте же и погиб.

Впоследствии, живя в Святой Земле, крестоносцы использовали гепардов для охоты а с целью их дрессировки и ухода за зверями имелись специальные слуги - пардусники, имелись они и на Руси.

Когда гепард впервые попал на Русь неизвестно, но явно до второй половины X века, а в следующем веке его уже изображали на фресках в храме Св. Софии в Киеве. Возможно, скорее всего так и было, гепарды в древности вполне могли самостоятельно добираться до южно-русских степей. Во всяком случае, ещё во второй половине XVIII века они встречались в Кавказских горах и временами спускались и в долины Предкавказья и Подонье.

Вот в 1160 году, встретившись в Моровске, мирятся два врага - Святослав и Ростислав. И получает Святослав от киевского князя соболиные и горностаевые шкурки, чёрных куниц да белых волков и сверх того ещё и моржовый клык ("рыбьи зубья"). На следующий день уже черниговский князь (человек, надо сказать очень вредный и скаредный) зовёт к себе на обед родича и одаривает Ростислава пардусом и двумя борзыми конями и седлом кованным золотом и "и тако быста веселясь паче вчерашнего дне". Князья рады, грады веселы.

В знаменитом «Слове О Полку Игоревом» половцы, рассеявшиеся по русской земле, сравниваются со стаей пардусов: «Прострошяся половци аки пардуже гнездо». «Пардуже» здесь - притяжательное прилагательное от слова «пардусъ».

Марко Поло видел множество этих животных (он пишет " почти тысячу") гепардов при дворе хана Хубилая, описывает, как их водили на поводках или во время охоты они мило сидели за спинами всадников на крупах их лошадей. На глазах у них были шоры: чтобы раньше времени не бросились в погоню за дичью, кормили таких "борзых" требухой добычи. Гепард не ест падали - это отличает его от всех других "больших" кошек, он никогда не возвращается к полуобглоданной туше, в отличие, скажем, от тигров и не устраивает рядом с нею лежбище, что характерно для львов.

Из Индии времён Великих Моголов доносятся свидетельства о том, как при падишахе Акбаре при котором для охоты тоже содержалось несколько сот гепардов, их отлавливали петлями из антилоповых сухожилий, расставляемыми у деревьев, о которые звери приходили точить свои когти.

Есть предположения, что в древности в некоторых местностях Индии гепарды приручались и одомашнивались. Но впоследствии, когда персидские и монгольские войны стали одна за другой перекатываться через эти места своими мутными волнами, секрет разведения гепардов был утрачен.

Но и позднее, в Иране и Индии, отловленные в природе звери использовались в охотах и продвавались на базарах иногда целыми выводками.

К концу позапрошлого века азиатский гепард начинает постепенно исчезать, уже к концу XIX века его почтти не встречают в Южном Узбекистане.

В 1952 парламент молодой Индийской Республики принял закон об охране гепардов. Увы, буквально накануне принятия закона, трёх последних гепардов застрелили к северу от Бастара. В Туркмении этого зверя, кажется, в последний раз видели в 1966 году, а в Афганистане – где то между Кундузом и Таликаном - в 1971.

В 1989 году автор статьи в советской "Энциклопедии Животных" посетовал и осторожно предположил: "В азиатской части ареала гепард исчез совсем или, может быть, сохранился единично в Иране (в 1974 г. здесь было около 250 особей) и, возможно, в Северном Афганистане".

Но благодаря замечательному сайту gepard.org (Пятнистый Ветер - cайт о гепардах), созданному преданными своему делу энтузиастами, у нас есть возможность послушать, как гепарды урчат ("трещат" самцы и ответно мяукают - самки), как "мамаши" подзывают детёнышей, а "папаши" ластятся к самкам и всё такое: http://gepard.org/gepard_voice3.html

Или полюбоваться, как мать ухаживает за своими котятами, учит их охотиться, и приучает к мясному рациону: http://gepard.org/gepard_video.html

Тем же, кому будут интересны тексты Свода Русских летописей, и кто захочет полистать их страницы, я прилагаю так же следующие ссылки:
http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/psrl.htm Полное собрание русских летописей
http://imwerden.de/pdf/psrl_tom01_lavrentjevskaya_letopis_1926.pdf
http://litopys.org.ua/lavrlet/lavr.htm


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright ММГ-2 Талукан © 22.07.2006-2017
Хостинг от uCoz